Производим лазерные станки с 1995 года

Производим лазерные станки с 1995 года

    

+7 (499) 390 90 86

с мобильного 8 (800) 550 10 59

Как выбрать поставщика- реалии времени

3 декабря 2020 г.

Резко изменившаяся реальность на фоне неутихающей пандемии COVID-19 заставляет всех приспосабливаться к новым условиям жизни и работы. Особенно критичны изменения для действующих производств ответственной продукции, работающих в рамках жесткого планирования, рисков и ответственности. Сбои в цепочках продаж и поставок, сроках выполнения заказов зачастую диктуют регулирование в «ручном режиме», ставя под сомнение возможность, эффективность, целесообразность. Редакция журнала «РИТМ машиностроения» благодарит всех, кто делится с нами и нашими читателями своими мыслями и опытом, анализирует не только возникающие трудности и пути выхода из нестандартных ситуаций, но отмечает новые возможности для развития. В данной статье знакомимся с наблюдениями Анны Цыганцовой — исполнительного директора компании—лидера в области разработки и производства лазерного оборудования для обработки материалов ГК «Лазеры и аппаратура».

Пожалуй, большую часть этого года, когда мы все выходили на связь с нашими коллегами, партнерами, да и просто знакомыми, обычный вопрос «Как поживаете?» из дежурной вежливости превратился в запрос сводки оперштаба. Обычно за ним теперь стоит: «Вы там вообще живы?»

В самом деле, весь период с весны и по настоящий момент ты не знаешь, что ждет при звонке и старому, и новому поставщику — ответит ли он на звонок? Ты заплатил аванс — а он тебе сможет привезти заказанное? Сайт есть, последние новости публиковались не так давно, а на письма не отвечают… Ну и так далее. Трясет и лихорадит всех, и все друг с другом за последнее время много делятся тем, какие у кого сложности. Из сообщений официальных лиц в СМИ мы слышим про падение в 4, ну 6–7%. Одновременно есть данные по собираемости основных налогов — и там падение по разным оценкам — 30–40%. Это, конечно, куда больше похоже на правду, увы. Но я хочу поговорить о том, как быть в текущей ситуации, когда тебе нужно найти исполнителя на какую-то работу производственного характера и как не попасть впросак при выборе контрагента.

А что у нас в текущей ситуации? Во-первых, увеличилось количество недобросовестных поставщиков на рынке. Не говоря о ситуации «мы им оплатили аванс, а они исчезли», теперь в совершенно разных сферах можно при поставке оплаченного вами изделия обнаружить, что это совсем не то, что было на картинках, которые вам показывали при заключении договора и совсем не по тому ТЗ, которое вы прописывали. Тут я говорю, конечно, не о поставках большого числа мелких позиций (например, вы закупаете пневматику), а про более дорогие изделия. При выборе поставщика теперь нужно трижды перепроверить, что вам будут поставлять. Если вы покупаете у представителя (даже если он вам показал сертификат официального представителя) — обязательно уточните у производителя, что это точно авторизованный поставщик, иначе при поставке вас может ждать сюрприз. Ну и, конечно, если закупка конкурсная — не пренебрегайте требованиями по наличию опыта, квалифицированных сотрудников и прочего — максимально четко прописывайте требования не только к товару, но и к поставщику.

Во-вторых, выбираете поставщика — выбирайте при прочих равных того, кто ближе. Мы привыкли к тому, что можно быстро прилететь куда угодно, смотаться в соседнюю страну одним днем. Мы привыкли вон даже Беларусь не считать за отдельное государство — в Минск летали по внутренним паспортам, рейсы несколько раз в день. А теперь такой перелет превращается чаще всего в непреодолимое препятствие. Да, грузы ходят, но если покупать станки, то мы должны принимать во внимание, что понадобятся сервисные инженеры на запуск и на обслуживание. Поэтому, выбирая поставщика приборов, станков, выбирайте тех, кто, по крайней мере, с вами в одной стране и лучше — чтобы вместе со своим производством.

В-третьих, многие за последние годы привыкли к ситуации, что очень небольшое число позиций есть на складах — часто даже копеечные вещи приходится везти под заказ. Если лет пять назад типичной была ситуация «все есть или, в крайнем случае, можно привезти в течение пары-тройки недель», то сейчас так уже не работает. Мало кто готов замораживать на складах оборотные средства. Пандемия еще усугубила проблему — теперь сроки поставки увеличились вдвое-втрое, а многих поставщиков уже просто нет (еще в апреле работали, а в октябре закрылись). Почему такая ситуация со сроками? Прежде всего, конечно, тут дело в особенностях ковида — люди болеют не по три-пять дней — у них больничные по 2–4 недели, а еще есть самоизоляция и карантин контактных (их в статистике нет, но их гораздо больше) и т. п. Иногда приходится сажать на карантин целое подразделение. В результате все предприятия в регионах, где большое число заболевших, испытывают значительный дефицит специалистов (не вообще, а в моменте, но так уже несколько месяцев) — это и у нас в стране, и в других странах. Получается, что для того чтобы сделать что-то за то же время, что и раньше, нужно потратить в два-три раза больше усилий и существенно больше средств. А если ставится задача удержать цену в разумных пределах, приходится двигать сроки. И это не чья-то прихоть. Поэтому нужно быть готовым к тому, что либо сильно дороже, либо медленнее, но зато стоимость будет похожа на прежнюю. Это сейчас нужно понимать при заказе чего угодно: нарушение сроков — объективная реальность, и часто это происходит совершенно не по вине поставщика. Но теперь это нужно закладывать в свой срок производства — если раньше ты рассчитывал на цикл поставки в четыре недели — теперь это будет 8–10. Увы, все стало медленнее, а еще приходится быть постоянно готовым к тому, чтобы очень быстро что-то изменить, искать запасные пути.

Мы все знаем, что отлаженное производство — это отлаженное снабжение. А за эти месяцы сюрпризов нам не преподнесли разве что поставщики металлопроката да совсем уж старые партнеры, у которых, однако, тоже много своих сложностей. Заводы, которые раньше грузили все только оптовыми партиями, так затягивают сроки поставки, что заказчик не может дождаться своего изделия неделями (а ему дальше надо интегрировать это изделие в состав чего-то более сложного!), а представители, потеряв надежду, честно отвечают: не знаем, что там, но размещать заказы перестали, давайте искать замену, выбирать аналог позиции, если вы не готовы ждать еще два месяца. А сколько раз вы это услышите, и вам придется это сделать, если у вас сложное изделие!

Как теперь выбирать поставщика, особенно если вы заказываете крупную позицию? Заплатишь аванс — через три месяца придешь, а там уж нет никого. И не потому, что люди мошенники. Я бы, глядя на то, что происходит, обратила внимание на следующее.
Выбираете поставщика — не ограничивайтесь чтением присланных материалов, поезжайте на производство посмотреть, сколько людей работает и что происходит. Да, сейчас ездить стало менее удобно, но тут уж приходится выбирать между рисками. Просите показать вам производственную площадку. Причем не на рекламных фото или на видеотрансляции из другой страны, а вживую. Чем дальше это производство — тем больше риск.

При этом хочу обратить внимание: даже если вы были у поставщика пару лет назад и хотите возобновить сотрудничество — все равно стоит съездить и посмотреть, какие у него сейчас возможности. Дело в том, что ряд малых предприятий пошли по такому пути — они сократили большую часть рабочих, площади, распродали станки, которые были, оставили только основных разработчиков, а все производство у них на аутсорсе. Если вы увидели такое — это повод для получения дополнительной информации. Стороннее производство — меньше контроля. Производство на стороне сложного изделия — значит, исполнителей, скорее всего, несколько. А если кто-то подведет, сделает некачественно или в процессе возникнут сложности и придется что-то заменить? Почему так делают — понятно: обороты упали, проекты откладываются, а людей кормить надо, аренду никто не отменял, помощи нет, налоговая лютует. Какой выход? Ну, в том числе такой, но тогда нужно просить вам рассказать и показать все про процесс изготовления вашего станка.

Есть предприятия, которые идут по другому пути. Он сложнее, рисков и обязательств больше, но тем не менее они не сокращают людей и производство, а начинают перестраивать его, искать какие-то другие способы стабилизации объема производства и выручки. Мы, например, у себя увеличили долю как раз контрактного производства. У нас в группе компаний есть предприятие «Лазеры и технологии», оно всегда было частично загружено нашим собственным планом, а частично — как раз контрактным производством. Сейчас контрактного больше, ну и мы ведем активно процесс дооснащения.

Кстати, тут есть интересный момент: к нам стали много обращаться предприятия, которые раньше занимались поставками разных приборов, устройств и прочего из-за рубежа, а теперь не могут этого делать (курсы валют, проблемы с поставками из-за локдаунов и прочего). Некоторые принимают решение производить в России — рынок есть, понимание его есть, знание продукта есть. К нам приходят как с готовой документацией, так и с прототипом со словами «вот он, нужно такой же, только делать в России, и мы не хотим ввязываться в проблемы изготовления, мы хотим, чтобы нам все сделали в одном месте». А там не только металлообработка, там еще и сопутствующие операции, и электромонтаж, испытания и куча разного другого. Вообще это здорово — взамен разрушенных выстраиваются новые связи.

В общем, если вы приедете на предприятие и обнаружите, что оно пошло по этому пути — можно быть вполне спокойным: даже сейчас произвести там точно есть кому и есть на чем.

Ну и, наконец, еще один момент, на мой взгляд, сейчас все более и более актуальный: не вкладываться в более дешевое оборудование (где, кстати, рисков больше, чем при поставке более дорогого), а отдать часть производственного процесса на аутсорс. Выгоды понятны — вы не рискуете с замораживанием средств, не играете в рулетку «заработает — не заработает», не задаетесь вопросом, что делать с оборудованием, если вдруг перестанете производить какую-то позицию. Мы, кстати, в связи с этим за последнее время сильно расширили перечень оказываемых услуг — как в области классической механообработки, так и, например, в области микрообработки (работа с керамикой, поликором, кремнием, арсенидом галлия); раньше мы проводили только лабораторные эксперименты, а сейчас начали активно предоставлять услугу по изготовлению партий.


Заниматься производством, особенно у нас, всегда было чем-то сродни первооткрывательству. А сейчас так и вовсе мы в условиях мореплавателей XV-XVI столетий: карт нет, приборов для определения долготы нет, глубину меряем по месту, провизия и вода в дефиците, люди работают на пределе возможностей, да еще и шторм постоянно. Это же все за гранью возможного, но люди это делали, находили способы. Я не знаю, согласитесь ли вы со мной в сравнении, но мне кажется, что перед нами всеми сходная задача — всегда быть начеку, быть готовым к любому повороту, поддерживать друг друга, постоянно придумывать запасные варианты… и идти вперед несмотря ни на что.
 

Источник журнал "РИТМ машиностроения" №9-2020